Путешествия

Путешествия >> Иран - 2019. Восхождение на Дамавенд (5 611м)

В августе 2019 года мы совершили замечательное путешествие в Иран.

Несмотря на то, что готовиться начали заранее, сама подготовка осуществлялась между делом, без какого-то особенного упорства. Неспеша нашли в Иране гидов. Пообщались с ними, прониклись должным уровнем доверия, внесли предоплату.

Оценили, какое снаряжение понадобится с учетом иранского климата. Немного подумали и все-таки взяли с собой кошки (не пригодились). Про ледорубы решили, что если вдруг, то возьмем напрокат на месте.

Подробно проговорили с гидами программу восхождения. По плану на Дамавенд отводилось 4 дня (без учета дня прибытия в Иран), но обсудили также возможность уложиться на день раньше. После фразы "вообще-то все русские группы так и делают" я понял, что скорее всего нам предстоит долгий спуск, но зато в день восхождения мы будем ночевать уже в Тегеране.

За неделю перед начали принимать витамины и препараты железа. Похоже что зря, во всяком случае, для себя я пришел к выводу, что витамины принимать имеет смысл, но на обычном уровне, не увеличивая дозировки, а препараты железа создают скорее дискомфорт, нежели дают какой-то положительный эффект.

Стартовали мы с Баку, специально запланировав длительную пересадку при перелете из Москвы в Тегеран. Несколько часов прогулки по центру Баку внесли существенный вклад в нашу акклиматизацию и моральную подготовку к восхождению.

В Тегеран мы прибыли ночью и по дороге в гостиницу заехали в мавзолей Имама Хомейни и в остатки пещерной деревни на склоне Дамавенда. Перед горой необходимо получить пермит на восхождение в иранской федерации альпинизма. Пермит стоит 50 долларов, процедура включает в себя перепись группы в журнале восходителей и короткий инструктаж у большой карты Дамавенда. Заночевали в "СПА" гостинице - прямо в номерах можно принимать ванны с воды из серных источников, а на первом этаже есть целый большой бассейн с этой водой. Очень горячий.

В первый день восхождения мы доехали на машинах к первому лагерю (3000м) и совершили марш-бросок в верхний лагерь на высоту 4100м. Шли налегке, вещи доехали до лагеря на мулах. Немного погуляли для акклиматизации. Большая часть группы ела без аппетита, но каких-то совсем неприятных эффектов не было. Ночевали в бетонном бункере на полу. Мне показалось, что в помещении душновато, и я решил что лучше спать в палатке. Это была ошибка. Ночью поднялся очень сильный ветер, причем с жуткими завихрениями - как будто он дул сразу со всех сторон. В итоге мы всю ночь боролись с палаткой, которая ходила ходуном. Где-то рядом падали мусорные баки, летали какие-то предметы... В общем, поспать особо не получилось.

Второй день - акклиматизация. Мы поднялись на 300 метров выше штурмового лагеря и наши проводники решили, что мы достаточно прогулялись. При акклиматизации нужен баланс - с одной стороны желательно подняться повыше. С другой стороны, нужно отдохнуть и восстановить силы. Проводники оказались правы - нам не столько нужно было набрать высоту, сколько отдохнуть. На штурм вершины мы решили выходить ночью, поэтому сразу после обеда легли спать. Экспериментов с ночевкой в палатке в этот раз не было.

Стартовали в 3 утра. До рассвета ланшафт был не сильно сложным, медленно поднимались по тропе. ближе к 5 км стали попадаться небольшие участки, где нужно было карабкаться по камням. Не сильно сложно, но отнимает силы. Самая жесть нас ожидала после 5300м. Вся вершина горы окутана серным дымом, а рядом с самой вершиной есть большая фумаролла, из которой постоянно валит серный дым. К счастью ветер был в нужную сторону и мы в этот дым не попали, но серой все равно надышались.

На вершине бы были в 12.00 и решили таки спускаться сразу в Тегеран, без ночевки в штурмовом лагере. Первая часть спуска очень легкая, мы быстро съехали по сыпухе до 4500м. После обеда мы предполагали, что быстренько спустимся в первый лагерь, но нет. Идти оказалось долго и тяжело. Вся тропа была покрыта тонкой и очень скользкой пылью, по которой было непросто идти. А когда стемнело, эта пыль настолько рассеивала свет от фонариков, что было сложно разобрать что под ногами. К первому лагерю мы добрались к 22.00. А в 24.00 мы уже ужинали в ресторанчике по пути в Тегеран.

А после восхождения отправились в короткое турне по древним городам Ирана. За неделю мы посетили Шираз, Персеполис, Йезд, Исфахан и Тегеран. Очень красиво, очень интересно, очень вкусно. Всем рекомендую побывать в этой древней стране.

Краткий видеоотчет можно посмотреть здесь: