English

Мифы и легенды

Мифы и легенды >> Священная долина Кхумбу

Шерпы («люди с востока») переселились из местечка Кхам в Тибете на юго-запад убегая от монгольского вторжения и не планировали переходить через Гималайский хребет. Однако, местные жители оказали им холодный прием и переселенцы продолжили поиски более гостиприимных мест. Тропу в Непал через перевал Нангпа Ла обнаружил охотник Кира Гомбу Дордже, который преследовал в горах то ли оленя, то ли голубого барана. Шерпы верят, что этот олень-баран была воплощением божества Кхумбу Юл Ла — покровителя долины Кхумбу.

В долине Кхумбу тогда не жил никто. Легенды описывают долину Кхумбу тех времен как дикую, заросшую лесом и богатую живностью местность, спрятанную Богами от остального мира для истинно верующих людей. Так, один из Непальских королей хотел обосноваться в долине и был обманут богами, заставившего его поверить, что долина необитаема. Когда король дошел до долины Кхумбу, он увидел там только огромные озера, которые угрожали долине затоплением. В результате он построил себе дворец на высокой скале в Моджо (день пути до нынешнего Намче Базара), а позднее ушел из этих мест совсем.

Правда исследования показывают, что шерпы были не первыми поселенцами в Кхумбу. Ранее в долину приходили раи. Однако, раи пытались выращивать там рис, который очень плохо растет на столь большой высоте. Поэтому раи спустились по долине реки Дудх Коси существенно ниже. Шерпам, привыкшим к жизни на высокогорном Тибетском плато, освоится в долине Кхумбу было существенно проще.

По всей видимости, перейдя через перевал Нангпа Ла, шерпы сначала заселили долину реки Бхоте Коши, а затем уже продвинулись дальше в Кхумбу и Гокьо.

Первые поселения Шерпов были в местечке Тарнга в долине Бхоте Коси. Тогда правителем народа был Дзонгнангпа — жестокий тиран, подавлявший всякое проявление инакомыслия. Сохранились развалины его дворца рядом с Тарнга. Шерпы рассказывают, что переселившись в долину Бхоте Коши, они столкнулись с постоянными набегами йети на их поля. Крестьяне и пастухи стали устраивать хитроумные ловушки для йети и постепенно йети практически исчезли в этих местах.

Как и у других тибетцев, у шерпов буддизм вполне уживается с верой в различного рода божеств, демонов и духов. Это интересная смесь буддизма, индуизма и древней тибетской религии Бон-по.

Одним из самых почитаемых гуру в долине считается лама Санга Дордже, шестая реинкарнация тибетского ламы Чангна Дордже. Во всех легендах про этого ламу говорится об его умении летать, а вот про его появление в долине Кхумбу существуют разные версии. По одной из версий Санга Дордже прилетел в долину Кхумбу из Тибета в поисках уединения. Другая легенда утверждает, что он родился в деревне Моханг, неподалеку от Кумджунга, в семье ламы Бундачендзена. В принципе, возможно что родившись в Кхумбу, он в течение жизни побывал в Тибете и позже прилетел обратно в более уютную родную долину.

Отец Санги Дордже, лама Бундачендзен тоже был могущественным монахом. Покровитель долины Кхумбу — бог Кхумбу Юл Ла — часто приходил к нему пообщаться. Но ревнивая жена ламы, заметив весьма долгие визиты таинственного незнакомца к мужу, однажды зашла к ним во время их беседы. Кхумбу Юл Ла не понравилось неожиданное вторжение и он исчез в вспышке света и с тех пор больше не появлялся в доме ламы.

Сила ламы Бундачендзена передалась его сыновьям, каждый из которых стал основателем монастыря. Конечно, сыновья соревновались между собой, кто из них более могущественный, и Санга выиграл спор, повесив свой плащ на лучик света, пробивавшийся в щель в стене.

Сегодня монастыри, основанные братьями, не могут похвастаться большим количеством монахов. Например, в монастыре Пангбоче постоянно живет только один монах. Зато численность шерпов постоянно растет, как и известность этого народа по всему миру. С недавних пор слово «шерпа» стало широко использоваться в ряде наднациональных организаций, где этим словом обозначают людей, помогающих развивать и продвигать различные полезные инициативы.


Комментариев нет


Свяжитесь с нами!

Ждем ваших идей и вопросов 

Написать

Следите за развитием

проекта в соцсетях

YouTube Telegram FB VK RSS